Основные риски при производственной деятельности

'

Производственная деятельность включает в себя следующие основные риски:

риск невостребованности произведенной продукции; риски неисполнения хозяйственных договоров; риски усиления конкуренции; риски изменения конъюнктуры рынка;

риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов; риски потери имущества предприятиями; форс-мажорные риски. Рассмотрим некоторые из этих рисков подробнее.

Риски невостребованности произведённой продукции возникают вследствие отказа потребителя от произведённой продукции. Причин здесь много, но их можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние причины возникают в результате плохой деятельности самого предприятия, подразделений, работников. К ним относятся:

• квалификация производственного персонала;

• организация производственного процесса (работников);

• организация снабжения предприятия материальными ресурсами;

• организация сбыта готовой продукции;

• организация рекламы произведённой продукции;

• управление предприятием;

• маркетинговые исследования рынка.

Надо вовремя обнаруживать брак, так как возврат продукции приравнивается к невостребованности.

Очень важной причиной возникновения невостребованности продукции является неэффективная реклама произведённого товара или услуг.

Основные принципы рекламы состоят в следующем:

• реклама должна представлять с выгодной стороны не сам продукт по себе, а как средство удовлетворения определённой потребности;

• реклама должна обладать новизной, эмоциональным эффектом;

• реклама должна учитывать жизненный цикл продукции;

• для новых товаров необходимо сообщать основные и дополнительные потребительские свойства, способы их применения (то есть реклама должна носить информационный характер);

• реклама должна носить убеждающий характер - выделять предпочтения этого товара аналогичному другому товару;

• реклама должна быть напоминающая, убеждающая в правильности выбранного товара, когда товар уже не новый;

• постоянное рекламирование.

Не допускается недобросовестная, недостоверная реклама. Недобросовестной является реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других юридических или физических лиц, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности характеристики товара такие как: природа, состав, способы и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения и др.

По закону не допускается заведомо ложная, скрытая, неэтическая реклама.

Риск невостребованности продукции должен быть выявлен до начала производства, а не на стадии реализации.

Рассмотрим риск неисполнения хозяйственных договоров (контрактов).

Экономическая деятельность базируется на сделках (договорах), заключаемых в соответствии с гражданским законодательством. В договорах должны указываться размер и порядок возмещения ущерба при невыполнении условий договора.

Риски по хозяйственным договорам включают следующие риски:

• скрытые - непрогнозируемая неплатежеспособность партнёров;

• отказ заключения договора после предварительных переговоров (для исключения этого риска надо составлять протокол с определением заключаемого договора, размер материальной ответственности за неподписание договора);

• риск заключения договора на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых и обычных для предприятия или отрасли (это возникает, в основном, в силу неопытности одного из партнёров);

• риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (чтобы избежать этого риска, надо тщательно проверять платежеспособность поставщиков и потребителей);

• риски задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств;

• риски нанесения ущерба третьим лицам (окружающей среде);

• риск заключения договоров на снабжение производства, не обеспеченного сбытом готовой продукции.

В современных условиях в производственной деятельности все более важную роль приобретают риски усиления конкуренции. Для уменьшения риска конкуренции прежде всего надо обратить внимание на следующие причины:

• утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников или шпионажа конкурентов;

• неполная или неверная информация о конкурентах вследствие несовершенства маркетинговой политики;

• замедление внедрения нововведений, по сравнению с конкурентами;

• недобросовестность конкурентов;

• появление на рынке товаров, способных удовлетворить спрос потребителей на данный товар из других отраслей;

• появление местных конкурентов;

• экспансия зарубежных экспортёррв на местном рынке. Существует ценовая, неценовая, функциональная, видовая, скоростная

конкуренции. Надо производить то, что продаётся, а не то, что производится, невзирая на имеющееся оборудование и существующий технологический процесс.

Чтобы обойти конкурентов, предприятиям можно рекомендовать следующие приёмы:

• добивайтесь новшеств, хотя бы незначительных;

• сохраняйте тайну ведения дел и свое положения на рынке,

• определяйте свои преимущества в конкуренции и внедряйте их;

• объём продаж - самый важный показатель;

• сокращайте сроки отгрузки товара и скорость предоставления услуг;

• концентрируйте свои усилия на создание новых сегментов риска;

• разнообразьте ассортимент продукции и видов услуг;

• увеличивайте ценность потребительских свойств продукции; • постоянно совершенствуйте управление предприятием.

Законодательством не допускается недобросовестная конкуренция:

• монополизм;

• раздел рынка;

• ограничение доступа на рынок;

• устранение конкурентов.

Рассмотрим риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов. Риски непредвиденных затрат в первую очередь возникают из-за увеличения цен на ресурсы и услуги. Это происходит вследствие ошибок прогнозирования цен на рынке ресурсов, изменения политики цен на рынке ресурсов, изменения политики цен у поставщиков, уменьшения количества поставщиков. Кроме того, потеря прибыли происходит вследствие остановки производства, замены оборудования, внедрения новой техники, забастовок, потерь денежных активов, ценных бумаг, изменения курса ценных бумаг, принадлежащих предприятию, повышения плавающей процентной ставки кредитной линии.

Особо надо обратить внимание на штрафные санкции и судебные арбитражные издержки, которые наступают в случае экологического ущерба, ущерба жизни и здоровья людей, выпуска некачественного товара, невыполнения контрактных обязательств, судебные издержки при разбирательстве конфликтных ситуаций (проигранных).

Риск возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов наступает, в первую очередь, в случае увеличения рыночных цен на ресурсы и услуги, выше запланированных. Они возникают, прежде всего, из-за

• ошибок в анализе и прогнозировании конъектуры на рынках ресурсов;

• изменения политики ценообразования у поставщиков;

• уменьшения количества поставщиков.

Риски потери имущества предприятия подразделяются на следующие подвиды:

• риск, связанный с потерей имущества в результате стихийных бедствий;

• риск, связанный с хищениями;

• риск, связанный с потерей имущества в результате аварии на предприятии;

• риск потери во время транспортировки;

• риск отчуждения в результате неправомерных действий властей.

'
Razno.ru