Кредитная политика банка и механизмы ее реализации

'

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику (наряду и в согласии с его политиками применительно ко всем другим направлениям деятельности — депозитной, процентной, тарифной, технической, кадровой, по отношению к клиентуре, к конкурентам и т.д.), а также предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную практику.

В соответствии с подходом, развитым в гл. 12 учебника, формулирование политики (политик) банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Имеется в виду тот этап, на котором ранее определенные укрупненные качественные (в основном) целевые ориентиры деятельности банка применительно к разным объектам банковского управления должны получить уточненное качественное и количественное выражение на конкретный плановый период и стать конкретными планами (программами) деятельности банка в целом и/или отдельных его подразделений.

Указанные цели (измеренные, получившие по возможности точные количественные характеристики) должны: быть конкретными, реальными (достижимыми) и взаимно поддерживающими; быть увязаны с имеющимися возможностями и подкреплены ресурсами и конкретными практическими мероприятиями; включать определение типов и степеней допустимых рисков; содержать описание ожидаемых результатов. Применительно к кредитной политике эти общие положения означают следующее.

Определить и утвердить свою кредитную политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых внутренних документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

• приоритеты банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка: объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса); категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица); характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон); виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов; схемы обслуживания кредитов; формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

• цели кредитования: ожидаемый уровень рентабельности кредитов; иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом), адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы), яс-

ность перспектив развития ресурсной базы банка, верная оценка качества кредитного портфеля, учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

В соответствии с п. 2.3 Положения ЦБ РФ № 254 уполномоченный орган (органы) банка принимает внутренние документы банка по вопросам классификации кредитов (ссуд) и формирования соответствующих резервов, которые должны соответствовать требованиям этого Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики и/или методов ее реализации. В указанных внутренних документах банк отражает, в частности: 1) систему оценки кредитных рисков, позволяющую классифицировать кредиты (ссуды) по категориям качества, в том-числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества кредитов и формирования резерва, чем это предусмотрено в Положении; 2) порядок оценки ссуд, в том числе критерии их оценки, порядок документального оформления и подтверждения такой оценки; 3) процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва; 4) процедуры принятия и исполнения решений о списании с баланса нереальных для взыскания ссуд; 5) описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному врпросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении указанной оценки; 6) порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика; 7) порядок и периодичность определения стоимости залога; 8) порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде; 9) порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд; 10) порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва.

При этом банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Роль кредитной политики коротко может быть выражена в следующих тезисах:

• отсутствие у банка собственной кредитной политики или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности, что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе;

• качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако способствует осмысленной координации его усилий на кредитном рынке, обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, необходимым «стержнем» и продуманными технологиями, значительно уменьшает риск принятия неверных управленческих решений, дает руководству банка важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением и постановки кредитного процесса в банке в целом.

Роль кредитной политики следует понимать как совокупность ее функций, т.е. ожиданий, обоснованно связываемых с ее разработкой и применением. Поэтому можно считать, что функцией кредитной политики банка в общем плане является

оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику.

Все положения кредитной политики должны быть подкреплены практическими мерами, которые в совокупности представляют собой механизмы реализации кредитной политики. Все меры, призванные реализовать намеченную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах (необходимые и/или возможные действия, которые предстоит совершать), также должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде внутренних документов.

В принципиальном плане среди таких мер должны или могут присутствовать такие, которые дадут возможность: определить необходимые объемы и доступные (в том числе по фактору цены) источники пополнения кредитных ресурсов, расширять ресурсную базу; установить и при необходимости пересматривать значения приемлемых рисков и лимиты кредитования (по отраслям, видам производств, категориям заемщиков, на одного заемщика и т.д.), необходимого уровня ликвидности; разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру заемщиков (если кредитная политика включает в себя такие цели); лучше проверять кредитоспособность заемщиков, добиваться повышения уровня возвратности выданных кредитов; своевременно и в необходимом объеме формировать резервы на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности; совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса и т.д.

Особый блок механизмов реализации кредитной политики составляет обязательный для каждого банка комплект инструктивных и методических материалов, регламентирующих все аспекты организации его работы на кредитном рынке. Помимо норм законодательства и официальных документов Банка России в этот комплект необходимо включать: 1) решения руководящих органов банка, относящиеся к деятельности кредитного подразделения (утвержденная кредитная политика банка на текущий период; положения о порядке разработки и утверждения кредитной политики банка и руководства по проведению кредитных операций; другие документы); 2) Положение о кредитном подразделении; 3) должностные инструкции сотрудников подразделения; 4) руководство по проведению кредитных операций.

Такое руководство — документ достаточно сложный, комплексный (в разных банках он может быть известен под разными названиями, часто его именуют кредитным меморандумом). В наиболее желаемом варианте он может включать в себя следующие элементы (их можно понимать или как части единого документа, или как самостоятельные документы):

1) описание полномочий кредитных работников банка;

2) порядок рассмотрения кредитных заявок потенциальных заемщиков и разрешения кредита;

3) инструкцию по организации кредитования;

4) порядок взаимодействия подразделений, участвующих в кредитном процессе;

5) методические указания по анализу: кредитоспособности клиентов; кредитного портфеля; выполнения кредитных договоров. Указания могут сопровождаться рекомендациями, если та или иная кредитная задача допускает разные варианты решения, и пояснениями, если есть опасность того, что какие-то пункты указаний могут быть истолкованы неоднозначно;

6) методики: расчета цены кредитов, определения цен предметов залога, расчета (начисления) процентов, расчета лимитов кредитования и проверки их соблюдения, проведения встреч-интервью с заемщиками, проверки организации (предприятия) заемщика с выездом на место, проверки кредитной истории заемщика, получения о нем дополнительной информации у третьих лиц, по другим вопросам;

7) инструкцию по ведению кредитной документации.

'
Razno.ru