Новые подходы к известной операции - учет векселей.

'

Преследуя цель создания условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста, Национальный банк Республики Беларусь ориентирует коммерческие банки на финансирование приоритетных направлений народного хозяйства страны. Несмотря на то, что основным направлением денежно-кредитного регулирования является стимулирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддержка оборотных капиталов предприятий реального сектора экономики также является важнейшей задачей банков на данном этапе.

В условиях низкой инвестиционной активности и процесса инфляционного вымывания оборотных средств предприятий одним из основных путей их поддержания является банковское кредитование. Тем не менее возможны и иные пути восполнения оборотного капитала. Классической формой решения данной проблемы является, например, получение коммерческого кредита путем оформления отсрочки платежа за поставленный товар выписыванием товарного векселя. Банки также могут помочь в решении подобных задач путем предоставления ряда услуг: счет-фактурного дисконтинга, лизинговых услуг, операций а-фор-фе, учета векселей и пр.

Учет векселей субъектов хозяйствования уже достаточно давно практикуется нашими банками. Сегодня основным документом, регламентирующим учет товарных векселей, является Положение Национального банка Республики Беларусь от 06.05.1998 №38 "Об операциях банков с использованием векселей на территории Республики Беларусь". Согласно данному Положению банк может приобретать на вторичном рынке векселя субъектов хозяйствования,относительно которых имеется достаточная уверенность в их оплате.

Положение уделяет достаточно внимания процедуре оформления сделки по учету векселей. Сюда входят правила оформления и форма реестра, порядок оформления векселей банку. Установлено, что банк должен убедиться в правильности составления векселя, в части наличия необходимых реквизитов в бланке, в непрерывности цепочки индоссаментов, наличии на векселе отметки об уплате вексельного сбора в соответствии с законодательством Республики Беларусь и полномочиях лиц, предъявивших вексель к учету. По требованию данного Положения банки сами устанавливают правила учета векселей субъектов хозяйствования. Необходимым требованием, которое должны учитывать банки при составлении данных правил, является наличие в них системы анализа доброкачественности и надежности векселей с использованием критериев, изложенных в ныне отмененных Методических указаниях по оценке финансового состояния и определению критериев неплатежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденных министерствами по управлению государственным имуществом и приватизации, экономики, финансов, статистики и анализа Республики Беларусь от 27.02.1995. В связи с утверждением (от 13.08.1999 № 206/74/157/187) новых Методических указаний (регистрация в НРПА 19.08.1999, per. №8/764), очевидно, требуется соответствующая коррекция и требований Положения Национального банка.

Внимательное изучение требований Национального банка Республики Беларусь, обозначенных в Положении от 06.05.1998 № 38 и являющихся обязательными при учете векселей, позволяет сделать следующее резюме. Кроме стандартных требований к наличию обязательных реквизитов, необходимо наличие отметки об уплате вексельного сбора и наличие в разработанных внутрибанковских правилах учета критериев Методических указаний, упомянутых выше.

Рекомендательный характер носят предложения не злоупотреблять учетом векселей предприятий, допустивших свои векселя до протеста, и предпочитать в учете векселя краткосрочные, авалиро-ванные банками, а также предприятий, выполняющих требования Методических указаний. Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь предоставляет коммерческим банкам достаточно широкий простор для выработки процедур и установления требований к учету векселей. Подход Положения к требованиям по учету векселей больше соответствует порядку приобретения на вторичном рынке акций и облигаций предприятий для перепродажи. Последствия подобного подхода уже рассматривались в статье "Вексельное обращение в Республике Беларусь. Новейшая история" ("Банковский вестник", 1999, №18).

Очевидно, при составлении п.2.6 "Учет векселей" Положения об операциях банков с использованием векселей на территории Республики Беларусь, были использованы подходы Временных правил выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве от 12.05.1992 №2 без учета наработанного опыта и более поздних наработок Национального банка в регламентации данных операций. На такой вывод наталкивает, в частности, аналогичный подход к обязательному перечню реквизитов договоров купли-продажи и определению процентных чисел, рассматривающий возможность учитывать только дисконтные векселя. Игнорирование возможности банка принять к учету векселя предприятия с обозначенным на них процентным вознаграждением более предпочтительны, на мой взгляд, с точки зрения их ликвидности, отмечалось и в упомянутых выше Временных правилах.

Отдельно можно выделить операции по учету векселей Национального банка Республики Беларусь, иных государственных структур, коммерческих банков нашей страны и векселей собственной эмиссии. Их можно отнести к разновидности межбанковских кредитов, как и операции с векселями субъектов хозяйствования, акцептованные или авалирован-ные банками, а также случаи, когда коммерческие банки являются индоссантами в векселях субъектов хозяйствования. Требуется лишь убедиться в отсутствии оговорок "без оборота на меня" и провести стандартную проверку оригинальности векселя.

Поскольку проект вексельных торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже находится в процессе реализации, то в ближайшее время мы узнаем правила допуска векселей к торгам и условия ответственности брокеров и организатора вексельной площадки по векселям, приобретенным на бирже. На наш взгляд, это достаточно сложная проблема. Отсутствие в нормативной базе Национального банка Республики Беларусь строгой регламентации перечня документов, необходимых при приобретении векселей на вторичном рынке, очевидно, связанное с желанием максимально облегчить хождение векселей и организацию покупки-продажи на биржевых торгах, оставляет большой простор для творчества. Кроме всего прочего, наладить реальную работу биржи на этом участке будет трудно без отмены требования декларирования средств, направляемых на приобретение ценных бумаг в сумме свыше 50000 минимальных заработных плат, распространяющееся и на векселя.

Savechange лучший обменник вебмани .

Как уже отмечалось, действующая нормативная база предоставляет достаточно широкие полномочия банкам при решении вопроса, следует ли учитывать вексель конкретного юридического лица, определении его доброкачественности и надежности.

Для определения необходимого перечня требований и документов, которые банк должен запросить у векселедержателя для снижения риска вложения средств в данный вид актива, следует установить, кто же является для банка должником по данному векселю.

Стандартным является случай, когда основной должник по векселю (векселедатель в простом векселе, трассант или трассат в переводном) выступает основным должником и перед банком, производящим учет векселя, то есть приобретая вексель, банк оценивает возможности именно этих лиц по возврату инвестированных сумм и причитающейся прибыли. В таком случае принятие положительного решения по учету векселей подразумевает, что банк хорошо знает основного вексельного должника, имеет с ним связь и возможность запросить у него ряд документов.

Прежде всего это касается документов, подтверждающих товарный характер векселя и помогающих избежать случаев учета так называемых "бронзовых" и "дружеских векселей". К таким документам можно отнести договора поставки со ссылками на возможность оформления задолженности векселями покупателя, товаро-транспортные накладные. Если данным векселем был произведен расчет за поставленные товары с нерезидентом либо рассматривался вопрос об учете векселя, выпущенного нерезидентом, то следует произвести анализ договора на соответствие валютному законодательству стран регистрации контрагентов по сделке. Производя подобные операции, Национальный банк Республики Беларусь предъявляет достаточно жесткие требования и считает необходимым нотариальное заверение документов, подтверждающих товарность векселя, но за коммерческими банками оставлено право самостоятельного решения вопроса, кем будут заверены копии.

Сомнения в надежности векселя вызывают попытки векселедателя, акцептанта, авалиста либо индоссанта ограничить свои обязательства путем проставления различных отметок, подобных "без оборота на меня" и пр. В пакет необходимых документов следует включить и документы, свидетельствующие о правомочности должностных лиц основного должника, подписавших вексель. Требование проводить оценку финансового состояния потенциального должника с учетом методик, изложенных в Методических указаниях по оценке финансового состояния и определению критериев неплатежеспособности, подразумевает, что в распоряжении сотрудника банка должны в обязательном порядке находиться балансы предприятия на несколько последних отчетных дат, а также необходимые бухгалтерские и банковские документы, включая выписки движения средств по расчетным счетам, справки об имеющейся задолженности перед банками и пр.

При проведении рассматриваемой операции следует учитывать и телеграмму Национального банка Республики Беларусь от 09.06.1999 №36-05/192, предписывающую банкам учитывать при приобретении векселей требования Порядка выпуска, учета и авалиро-вания векселей субъектами хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.1999 № 719. Если банк желает в полной мере выполнить предложения данной телеграммы, то он обязан затребовать у векселедателя утвержденные органами управления Условия выпуска векселей предприятием, согласованные в ряде случаев с собственником предприятия; заверенные данные о количестве и сумме уже эмитированных векселей. Предприятие, желающее, чтобы его векселя были учтены банком, не должно превышать установленного лимита собственных вексельных обязательств. Видимо, это требование, а точнее, порядок определения указанного лимита и будет основным фактором, ограничивающим развитие описываемой операции в банковской системе Республики Беларусь. Если нормально работающее предприятие решило выпустить вексель в середине года, то его обязательства с учетом инфляционных процессов в рублевом эквиваленте скорее всего окажутся большими, чем активы на начало года.

Следует учитывать, что получить средства в результате учета векселей желает векселедержатель, который может не иметь прямых связей с векселедателем. В таком случае получение пакета документов от основного должника по векселю окажется проблематичным. Можно предложить следующую модель выхода из подобной ситуации: банк может принять решение об учете векселя исходя из того, что основным должником по данному векселю для банка может выступить сам векселедержатель. В этой ситуации условия договора учета должны предусматривать возможность его обратного выкупа последним индоссантом в случае возникновения затруднений при погашении векселя. Эти условия схожи с действующей практикой заключения договоров типа "РЕ-ПО" с другими ценными бумагами.

Такой подход к определению надежности и доброкачественности конкретного векселя снижает риск проведения операции и существенно уменьшает пакет необходимых документов. При проведении подобной операции банк исходит из того, что он должен оценить финансовое положение не векселедателя, а самого лица, предъявляющего вексель к учету. Проверка выполнения условий соблюдения векселедателем лимита собственных вексельных обязательств и товарности векселя в такой ситуации вряд ли требуется, поскольку практически невыполнима. Особое внимание следует уделить возможности регрессного иска в случае протеста векселя, включая отсутствие ограничений, налагаемых при индоссаменте и проверку правомочности лиц, подписавших индоссамент в пользу банка. Не лишними будут и шаги банка, направленные на то, чтобы убедиться в правомочности векселедержателя владения векселем, не только исходя из непрерывной цепочки индоссаментов, но и с наличием соответствующих договоров и иных документов, на основании которых векселедержатель получил ценную бумагу в собственность.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее. Исходя из действующей нормативной базы Национального банка Республики Беларусь, есть основания утверждать, что произошли изменения во взглядах на операции учета векселей. Данные сделки уже не рассматриваются только как разновидность кредитных операций. Правила работы с векселями на вторичном рынке приближены к операциям с прочими ценными бумагами, в частности с акциями и облигациями. Тем не менее, поскольку порядок выпуска векселей в нашей стране не подвергается пока строгому контролю со стороны государственных органов, в отличие, например, от жестко регламентированных правил эмиссии акций, банкам необходимо проявлять повышенное внимание к обеспечению снижения уровня риска, возникающего при их учете.

'
Razno.ru